Иллюзионизм
1. Понятие
2. История
3. Классификация
Понятие.
Иллюзионизм – это создание эффекта иллюзии, который основывается на ловкости рук, на самих фокусах и трюках, и специальных приспособлениях и также считается искусством. Это понятие берет свои корни от французского «illusiоnnеr», что значит «обманывать». Обычно это делается с помощью пренебрежения привычными физическими законами и свойствами предметов, знакомых всем.
Артисты, такие как иллюзионисты, маги, колдуны, факиры, фокусники, показывают фокусы, базирующиеся на общеизвестных представлениях о мире и предметах. В отличие от иллюзиониста, который манипулирует предметами и который производит эффект от своих фокусов, основанных на ловких действиях при помощи рук.
История.
С древних времен люди желали контролировать других людей. Жрецы, шаманы и пророки манипулировали сознанием людей, запугивая их, но вскоре это уже никого не впечатляло и появилось новое направление в школе иллюзий – фокусы. Все люди, именующие себя фокусниками, выступали уже с целью развлечения толпы.
Так называемые кукольники, которые являлись фокусниками и шулерами, начали появляться на средневековых ярмарках и были профессиональными артистами, и применяли различные приёмы в своей работе.
В конце 18-ого столетия, широкую известность обрёл так называемый «Турoк». Этот фокус Вoльфганга Кeмпeлeна, был основан на обмане, и никто даже помыслить не мог, что в том шахматном автомате находился профессиональный шахматист. В конце 19-ого столетия прославился Гaрри Гyдини, разработавший идеи разнообразных аппаратов, с таким же принципом действия.
В 20 веке фокусники работали в цирке и на сцене, обучая своему искусству магии. Они создавали эффекты с помощью магнитов, излучения СВЧ и других впечатляющих физических явлений, поражая невежественную толпу.
Магические школы или классификации иллюзионных эффектов.
1. «Созидание»
1.1. Трансформирование.
Оно может быть разным и достигаться и с помощью манипуляций, и с помощью специальной механики и визуальных эффектов. Обычно фокусники стараются использовать все доступные методы, если фокус это позволяет. В пример можно привести в фокус с розой, которая появляется из зажжённого факела. Здесь ловкость рук сочетается с техническими особенностями театрального реквизита.
1.2. Исчезновение.
Фокусы с исчезновением предметов – это наиболее простые и зрелищные фокусы, эффект от которых может достигаться путём ручных манипуляций с предметами, использованием приспособлений – тянущих механизмов и зеркальном эффекте.
1.3. Перемещение.
Этот вид фокусов наиболее часто сочетает в себе заранее подготовленный реквизит в определенном месте с эффектом исчезновения дублирующего реквизита. Самый простой пример – вот такой фокус с платком. И, поскольку, эти фокусы могут поразить только неискушенную публику или при быстром и многократном исполнении, то появляются и такие разновидности, как фокус с платком. Как видите, фокусники всегда пытаются сочетать в одном трюке все имеющиеся в их арсенале средства.
1.4. Появление.
Появляться может что угодно и откуда угодно, особенно, если, по идее, там его не должно быть или оно там просто не поместится. В пример можно привести этот театральный номер, где фокусник появляет несколько шляп из-за ширмы и проделывает с ними некоторые манипуляции.
1.5. Восстановление.
К восстановлению относятся фокусы восстановления испорченных или разрушенных предметов, часто намеренно, и на глазах у публики. Конечно же, никто предметы на самом деле не восстанавливает, а просто заменяют на похожие. Всё дело в том «как» это сделать. Одни из самых популярных фокусов этой школы – фокусы с деньгами. Деньги, а особенно купюры большого достоинства и их разрывание на части, является очень зрелищным приёмом, особенно если эта купюра не ваша, а зрителя! С монетами имеются не менее зрелищные фокусы, такие как: сгибание и разгибание, надкусывание, изменение размера, формы и номинала.
2. «Контролирование»
2.1. Воскрешение.
В наши дни воскрешение так просто не пройдёт. Телевизор настолько заполнен сериалами про врачей, что ни у кого не останется сомнений в убийстве одного животного и подмены его другим. Но не всё так плохо! Ведь можно оживлять и неживые предметы, например такие. Фокус с живым платком вводит в ступор, это действительно невероятно!
2.2. Левитация.
С левитацией дела обстоят куда печальней (имеется ввиду полет человека, а не платка, он вне конкуренции). Сейчас же более распространена промышленная левитация (покраска зданий, мойка окон), и от левитации на сцене она отличается только толщиной тросов и добавлением амортизирующих пружин, дабы исключить резкие толчки тянущего механизма. Ну и, конечно, подготовка самого фокусника и его пластичность.
2.3. Прилипание.
Все мы помним фокус с монетой, которую исполнитель лепит себе на лоб, бьёт себя по затылку и предлагает сделать то же самое другому. Это прекрасный пример того, как можно сделать шоу из ничего. А если говорить о настоящем прилипании, то у этого вида фокуса есть будущее, так как формулы клеящих составов становятся всё совершеннее и совершеннее.
3. «Нарушение физических законов»
3.1. Предугадывание.
Фокусы с предугадыванием – это, конечно же, карточные фокусы. Карты всегда ассоциировались у людей с чем-то мистическим или просто красивым. На них гадают и ими предсказывают, а людей, верящих в приметы, всегда будет в избытке. Особенно в фокусах с предугадыванием преуспел известный фокусник Дэвид Блэйн.
3.2. Проницаемость.
Обычно, если проколоть шарик иглой, то он сразу взрывается. А если наклеить на него клейкую ленту в местах проколов, то шарик можно проколоть насквозь. Этот фокус знаком всем с детства, хотя проницание может найти и другое применение – например пролёт через обруч фокусника или предмета, чтобы показать, что, якобы, предмет левитирует сам по себе.
3.3. Зрительские неудачи.
Зрительские неудачи – это отдельное направление в фокусах, и хотя, этот элемент шоу можно вставить в любой номер, его редко используют. Плюсы его состоят в том, что в сочетании с юмором, можно ограничиться весьма средним набором фокусов, которые будут иметь потрясающий успех и зависеть от самой подачи трюков. Еще одним неоспоримым плюсом таких фокусов является их универсальность. Тот же фокус с прилипшей ко лбу монеткой можно показать где угодно. Правда лучше бы изобрести что-нибудь новое или иметь хороший глаз на человека, который никогда не встречался с чем-то подобным.
3.4. Мистические явления.
Шарлатанство – не самое обидное слово, которым, порой, называют мистические фокусы. Все мы знаем такие дешевые трюки, как перебои со светом, движение и перестановка предметов, люди, переодетые в театральные костюмы приведений, волшебный шар в конце концов. Последним оплотом приверженцев этого направления является тонкий психологический анализ, который, оказывается, не так уж и тонок, и часто дает сбои. Фокусники и артисты, говорящие с духами, пользуются простым наблюдением за реакцией в зрительном зале. Не трудно предположить, что женщина, которая сидит в переднем ряду и с открытым ртом наблюдает за всеми вашими действиями, не случайно пришла на ваш концерт, и кого-то потеряла, а вон тот мужчина, с пренебрежительной усмешкой наблюдающий за вашими действиями, тоже не случайно пришел на концерт, и его кто-то насильно заставил прийти. Правда предсказания такого рода мало ценятся и экстрасенсы с медиумами часто пользуются обычным сбором данных о людях, купивших билеты в кассах.
20.07.2013